4-10 июля 2004 PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
11.04.2011 23:00

4-10 июля 2004 года в Карелии прошла международная летняя школа «Будущие лидеры Северной Европы». Эта школа стала 6-й в серии школ, организованных Центром интеграционных исследований и проектов, и 2-й - в рамках программы «Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение». Целью школы «Будущие лидеры Северной Европы – 2004» было: (1) расширить знаний молодых активистов о наиболее актуальных тенденциях развития региона Северной Европы, (2) вовлечь молодых активистов в обсуждение перспектив построения региона Северной Европы как региона демократии и безопасности; (3) помочь молодым людям осознать свою ответственность за будущее нашего региона.

С этой целью на берег Урозера были приглашены лидеры молодежных организаций, молодые исследователи, студенты из Белоруссии, Латвии, Эстонии и Северо-запада России (из Архангельска, Вологды, Выборга, Мурманска, Новгорода, Петрозаводска, Пскова, Санкт-Петербурга).

 

Содержание школы

На открытии школы 4 июля, с приветственным словом к участникам выступили директор Центра интеграционных исследований и проектов (CIRP) Борис Кузнецов и глава торгового представительства РФ в Финляндии Валерий Шлямин.

 

«Регион Северной Европы, который, с нашей точки зрения, включает в себя не только Северо-запад России и Скандинавию, но и страны Балтии, постепенно становится центрообразующим,» - отметил Борис Кузнецов. «Задача нашей школы – познакомить друг с другом молодых лидеров региона, чтобы, когда они придут к управлению своими территориями, у них уже имелись устойчивые связи и взаимопонимание».

 

По словам Валерия Шлямина, уже сегодня наш регион представляет собой уникальную зону пересечения различных форм и уровней трансграничного сотрудничества, и будущее региона – в интеграции. В то же время, интеллектуальная и организационная работа по развитию устойчивой системы регионального сотрудничества еще далека от завершения. Валерий Шлямин призвал молодых лидеров внести свой вклад в наращивание конкурентноспособности нашего региона в экономической сфере, в развитие эффективного сотрудничества между Россией и Европейским союзом.

 

После открытия школы и знакомства участников, занятия школы проходили в формате «выступление эксперта + обсуждение доклада всеми участниками школы» по широкому кругу вопросов, связанных с развитием нашего региона, в числе которых вошли:

 

(1) вопросы развития публичной политики, то есть политики диалога между различными социальными и политическими группами, ответственной со стороны государственных лидеров, открытой для учета мнения граждан и направленной на решение проблем общественного и государственного развития;

(2) вопросы безопасности, причем главное внимание было направлено на обсуждение важности коллективной безопасности с акцентом на значение и содержание мягкой безопасности – в противовес традиционным милитаристическим и геополитическим концепциям безопасности;

(3) вопросы регионализации и перспектив развития региона Северной Европы в контексте растущей глобализации политической и экономической систем.

 

Формирование и реализация публичной политики, общественное участие, становление гражданского общества – вокруг этих вопросов развернулось оживленное обсуждение. Елена Клицунова (Центр международной и региональной политики) выступила с докладом «Формирование и реализация публичной политики – теоретические подходы и практика». Как отметила Елена, понятие «публичная политика» пока еще является новым для России. И в то же время, это понятие является чрезвычайно важным, особенно для молодых лидеров общественных организаций, так как оно расширяет наше понимание политики – от политики-politics (то есть борьбы за власть и ее удержание) до политики-policy (то есть процесса разработки и реализации программ по решению важнейших проблем государственного и общественного развития). Именно в контексте понятия «публичная политика» становится очевидным, что для успешного развития страны и региона необходимо выстраивать эффективную и ответственную власть, развивать способность общества к самоорганизации, налаживать взаимодействие между властью и обществом. Сегодня российские исследователи и практики предлагают различные определения того, что такое «публичная политика». При всех различиях, их объединяет, во-первых, внимание к процессам принятия и реализации политических решений; во-вторых, признание особого значения взаимодействия общества и власти для принятия и реализации политических решений.

 

Михаил Горный (СПб гуманитарно-политологический центр «Стратегия») подчеркнул важность общественного участия для становления публичной политики. Общественное участие – это участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений. Как отметил Михаил, для осуществления общественного участия необходим определенный уровень культуры участников: как властей, так и структур гражданского общества. Готовность структур гражданского общества предполагает доверие к власти, знания о межсекторном взаимодействии и социальном партнерстве, и достаточный уровень организационного развития и проектной культуры. Логическим продолжением этой презентации стало выступление Евы Строде (Центр изучения общественного мнения и маркетинга, Рига), в котором она предложила несколько определений того, что такое «гражданское общество», а также рассказала об особенностях становления гражданского общества в Латвии. По словам Евы, не только в России, но и в Центр международной и региональной политикиспублики Карелия.

Второй темой школы стали вопросы региональной безопасности, о которой говорили в своих выступлениях Радослава Стефанова (отдел политики безопасности и политических дел, штаб-квартира НАТО, Брюссель), Владимир Кузнецов (Балтийский исследовательский центр, Санкт-Петербург), Леонид Карабешкин (Балтийский клуб, Санкт-Петербург), Антон Лапшин (Петрозаводский государственный университет), Роман Амбурцев (Центр интеграционных исследований и проектов). Сегодня рамки и форматы сотрудничества в нашем регионе претерпевают значительные изменения, которые происходят в сжатые сроки и включают множество акторов, среди которых страны региона, ЕС, НАТО, региональные межгосударственные и общественные организации. При этом повестка дня для регионального сотрудничества в сфере безопасности формируется в процессе острой конкуренции между различными подходами к построению регионального пространства «Северная Европа». Одной из основ для конфликта региональных проектов является то, что они вырастают из различных подходов к пониманию безопасности. Сторонники геополитических и государствоцентричных подходов подчеркивают значимость межгосударственных границ и традиционных межгосударственных отношений для сохранения безопасности в регионе и утверждают, что безопасность связана прежде всего с вопросами (не)применения военной силы. Сторонники концепций «мягкой безопасности» говорят о необходимости дополнить государственноцентричный подход к безопасности и создать более широкую и адекватную картину социально обусловленных отношений и связанных с ними угроз и рисков. По их мнению, нельзя упускать из виду то, что трансформируются и сами государства, и внешняя по отношению к государству среда, и поэтому ресурсы государственных акторов оказываются недостаточными для эффективного отражения нетрадиционных угроз. «Жесткий» и «мягкий» дискурсы безопасности конкурируют друг с другом, и выступления экспертов-участников нашей школы стали яркой иллюстрацией различных подходов к пониманию безопасности.

 

Еще одной темой школы стали вопросы перспектив дальнейшего развития региона Северной Европы. По словам Сергея Хрущева (Факультет географии и геоэкологии, Санкт-Петербургский государственный университет), человеческий капитал составляет одну из важнейших предпосылок регионального развития. В своем выступлении Сергей говорил о необходимости демографического планирования в регионе, об общей для всех стран региона проблеме – снижении уровня рождаемости и старении населения. Это выступление вызвало большой интерес аудитории, и вопросы к докладчику вылились в самостоятельную дискуссию, посвященную будущему наших стран и основам возможной идентичности Северной Европы. Особенностью этой дискуссии стали междисциплинарность, а также заинтересованность и доброжелательность всех участников. Дискуссия была продолжена в малых рабочих группах, которые представили всем участникам школы свои наработки на тему «Будущие лидеры Северной Европы – кто они и как их готовить?»

 

В последний день работы школы, в ходе круглого стола «Молодежная политика и молодежное сотрудничество в Северной Европе: настоящая ситуация и перспективы развития», все участники школы имели возможность обсудить опыт деятельности своих организаций, а также планы применения полученных на школе знаний и навыков. В рамках круглого стола прошли четыре презентации: Антон Геля, председатель молодежной общественной организации «Молодежный парламент – Вологда», представил «Школа молодого политика», который действует в Вологде с 1998 г. Целью проекта является теоретическая и практическая подготовка молодых людей для активной общественной и политической деятельности. Елена Чапыгина (руководитель отдела по работе с молодежью, мэрия города Архангельска) рассказала о том, как городские власти сотрудничают с молодежными общественными организациями. В своем выступлении Елена говорила об опыте, накопленном архангелогородцами в развитии молодежного парламентаризма, международного молодежного сотрудничества с городами стран региона Баренцева и Балтийского морей. Артем Тюнев, председатель Молодежной Думы г. Выборга, рассказал о деятельности своей организации, о том, как молодежь организовала в Выборге проведение Недели борьбы против наркотиков. Инесе Лоце, Латвийская трансатлантическая организация, поделилась своими размышлениями о том, что привлекает молодых людей к работе в общественных организациях, какие знания и навыки необходимы молодым активистам, а также представила свое видение того, как можно развивать молодежную политику Северной Европы.

Кульминацией последнего дня работы школы стало награждение лидеров нашей школы-2004. В ходе мягкого рейтингового голосования были определены победители в 5 номинациях:

 

«За лидерский прогресс» - Мария Павлик

«Сформировавшийся лидер» - Антон Геля

«Неформальный лидер» - Карлис Типанс

«Публичный лидер» - Инесе Лоце

«Креативный лидер» - Екатерина Лебедева

После награждения, во время прощального ужина под открытым небом, участники международной летней школы «Будущие лидеры Северной Европы» подвели итоги работы школы, отметили бесспорную актуальность обсужденных тем, а также высокое качество полученных знаний. Кроме того, они подчеркнули важность установившихся между ними горизонтальных связей и выразили желание развивать сотрудничества между собой и с Центром интеграционных исследований и проектов (СIRP).